В 6 классе календарь погоды, вместе с "рисунками", "докладами" и "контурными картами" для большинства учителей -- "железный" источник так необходимых отметок по предмету. По идее, он должен вестись пока проходится тема "Атмосфера". Но, т.к. сейчас 1 час в неделю географии в 6 классе превратил сей предмет в насмешку над всей дидактикой и возрастной психологией, учителю некогда на уроке нормально опрашивать ребят. Поэтому "календарь погоды" еще больше увеличил свое значение, как источник сведений "результативности обучения", и его, зачастую, ведут весь учебный год.
Теперь советы родителю.
Любые показания домашних термометров неверны, т.к. они измеряют не температуру воздуха на улице, а количество тепла пропускаемого вашими рамами и стенами дома. Направление и силу/скорость ветра определить среди домов невозможно в принципе. Поэтому, если Вы хотите научить своего ребенка столь необходимому в нашей жизни навыку -- наблюдению за погодой и предсказанию ее на следующий день (а это вполне реально) -- я бы посоветовал следующее:
-- У ребенка должен сформироваться навык ежедневной рефлексии по поводу "состояния тропосферы в данном месте в данное время". Пусть физиологически, на себе, почувствует, что такое изменение влажности, силы/скорости ветра. Откуда приходят "погодообразующие" для вашей местности воздушные масс, какие сюрпризы можно ожидать от них. Поймет какие облака приносят дождь, какие -- снег. И т.д.
-- Почитайте, в опережающем формате, соответствующую главу учебнику. Познакомьте ребенка с необходимыми приборами: термометром и барометром. пусть научится снимать показания с них.
-- Объясните ему почему наблюдения за погодой его товарищей по классу, даже если они действительно ведутся, изначально не могут быть одинаковыми. Что при таких условиях очень важно правильное сочетание всех метеоэлементов. Например, смена температуры неизбежно должна сопровождаться изменением давления; чаще всего, сменой направления и силы/скорости ветра и пр. Причем эти изменения не случайны, а строго закономерны. Поэтому фантазии на оклометеорологическую тему, видны невооруженным глазом любому учителю с первого взгляда.
-- Для фиксирования реальных показателей погоды категорически не советую брать их из информации местных теле- и радиоканалов. Рекомендую брать их, например, с сайта http://pda.rp5.ru/. Как источник прогноза он не всегда корректен. Однако, архив погоды ведет очень неплохой, и, самое главное, в виде очень подходящем для обучения. При этом, само собой, ребенка нужно научить пользоваться этим архивом. (Вначале сайт выводит на прогноз, но нажав кнопочку ">> подробнее и архив", вы выходите в нужное место).
-- Ознакомившись со всем этим, попытайтесь вместе с учеником предсказать погоду назавтра. Конечно, не сразу. Но ближе к Новому Году -- можно вполне.
Метеосайтов в Сети большое количество. Они используют в работе разные алгоритмы , поэтому и прогностические их способности разнятся. Лучше всех в этом деле продвинулись англичане. Если Вам интересно, я могу дать адреса наиболее авторитетных, с моей точке зрения, ресурсов. (У меня эти ссылки локализованы под Магнитогорск и требуется их корректировка).
Все эти родительские телодвижения целесообразны только в том случае, если Вы сами заинтересованы в том, чтобы ребенок овладел такими знаниями. И сумеете реально заинтересовать его в этом.
- Правильно определить метеоэлементы в данной конкретной точке невозможно в принципе, если эта точка не оборудована в соответствии со стандартами. Даже те, которые описываются визуально. Поэтому-то я и предлагаю всю цифирь брать с метеосайтов. А вот качественные наблюдения, их динамика, хоть они всегда эмоционально окрашены, очень хорошо дополняют эту цифирь.
Конечно, если у Вас есть такая возможность, термометр и барометр в доме нужно иметь. В старых учебниках географии есть рисунки простейшего гигрометра. Его можно сделать и самим по таким рисункам. Или заглянуть в книжки Перельмана -- сейчас они переизданы, пару лет назад почти полный комплект их я дарил одному юноше на 15 лет. Они очень пригодятся и в следующих классах.
Лет так двадцать назад, у меня в кабинете были еще и самописцы: недельные термограф, барограф и гигрограф. Дежурные метеорологи снимали ленты и читали показания классу. Так что. если Вы вхожи в соответствующие места, то советую в самом начале показать ребенку откуда на сайте берутся все числа. Это достаточно сделать один раз. И, хоть один, а лучше -- два/три раза, ребенок показания должен считать сам.
- Флюгер можно просто показать на картинке. Но стороны горизонта ребенок должен знать, как свой адрес. А когда пройдет соответствующий материал, то и абсолютную высоту своего населенного пункта и, округленно, его координаты. А направление ветра (откуда дует, в отличие от течения, в названии которого указывается куда оно течёт) определять дедовским способом: встать лицом на север, облизать палец и определить направление. Вместо скорости ветра, в первое время определяйте его силу в баллах. Через некоторый период ребенок сам научится по силе ветра определять его приблизительную скорость. Информация метеосайта в этом хорошо поможет.
- Время наблюдений лучше согласовать с метеосайтом. Если ребенок учится в первую смену, то во вторую половину дня. Дело в том, что метеостанции всего мира снимают показания одновременно, по Гринвичу (GMT), поэтому указать время для Вашего города мне трудно. Наиболее подходящее время, я думаю, ребенок может выбрать сам. Но оно должно быть строго постоянным.
- Визуальная оценка количества осадков,атмосферные явления, состояние неба, облака и их количество -- все это нужно наблюдать самостоятельно, хотя бы вовремя прохождения темы "Атмосфера". Именно в это время можно и попытаться самостоятельно предсказать изменения погоды.
Хорошо, если вы заведете тетрадочку со своими местными приметами погоды (ребенок должен знать, что в каждой местности приметы свои, и только очень небольшое количество их относится ко всей территории страны). И уж совсем замечательно будет, если вы сподвигнитесь вести фенологические наблюдения. Особенно это будет полезным, если в вашей семье есть сад или дача. У нас в городе во всех садоводческих товариществах есть штатные агрономы, некоторые из них такие наблюдения ведут. Их советы Вам могут помочь.